Суббота, 01.10.2022, 21:50
Приветствую Вас, Гость

Как быстро летит время и растут дети! И вот уже малыш осваивает первую самостоятельную ступень в образовании – идет детский сад. Представьте, маленький человек вдруг попадает в непривычную обстановку: вокруг много новых людей – детишек и взрослых, нужно следовать каким-то странным правилам, соблюдать режим сна и прогулок, самостоятельно кушать, знакомиться и дружить со сверстниками. Все это, без сомнения, стресс для вашего дошкольника. Помочь в адаптации к новшествам и проследить за сохранением гармонии психологического состояния вашего чада в детском саду и призван педагог-психолог. 


Деятельность психолога детского сада?

Педагог-психолог в дошкольном образовании – это не психиатр, не невролог и не медик. Это специалист, который, учитывая возраст ребенка, выявляет детские проблемы и ставит своей конечной целью сохранность и укрепление эмоционального здоровья воспитанников, их гармоничное существование в условиях ДОУ, развитие природных талантов и оказание своевременной поддержки родителям и педагогам детсада при возникновении непростых жизненных ситуаций.


Что конкретно он делает? Какие задачи решает?

Педагог-психолог ДОУ ведет деятельность в следующих трех направлениях: работа с ребенком, с его родителями, с воспитателями.

Рассмотрим их подробней:

1.Непосредственно в работе с детьми, педагог-психолог для начала проводит оценку характеристики личности малыша, определяет его психотип, выделяет особенности поведения, сильные и слабые стороны, природные таланты и страхи. Владея этими данными, психолог детского сада составляет план адаптации малыша к новым для него условиям, помогает во взаимодействии с другими детьми, участвует в коррекции и предотвращении конфликтов. По сути, специалист выполняет функции как психолога, так и педагога.

2.Статистика утверждает, что часто для родителей детсадовский период – еще более значительный стресс, чем для их сына или дочки. В процессе работы с родителями дошкольника педагог-психолог оказывает психологическую помощь в осознании нового самостоятельного статуса ребенка, рассказывает, как лучше себя с ним вести, на что обратить внимание в воспитательном процессе дома, внутри семьи. Если психолог определяет, что ребенок нуждается во врачебной консультации, и выявляет серьезные отклонения – это также сообщается родителям.

3.Существует версия, что труд воспитателей ДОУ не требует высокой квалификации и специфических навыков. Это ошибочно. Психолог как раз и работает с педагогическим составом, консультирует и информирует сотрудников по психологическим вопросам в области воспитания и развития детей, следит за ростом и развитием их компетенций. Задача психолога тут – научить воспитателя строить доверительные отношения с детьми, быть для ребят не только наставником, но и другом.

4.Необходимо упомянуть и об обязанностях специалиста в ведении документального учета о выявленных проблемах и проведенной аналитической и консультационной работе, а также о требовании законодательства постоянно повышать свой квалификационный уровень знаний.


Задачи психолога в детском саду:

Учитывая все вышесказанное, можно подытожить задачи детского психолога в условиях ДОУ:

  • при помощи диагностических психологических методов выявить причины нарушений развития детей;

  • разработать индивидуальные или групповые коррекционно-развивающие программы;

  • принять меры к предотвращению негативных последствий в случае низкой компетенции персонала или особенностей состояния здоровья детей;

  • провести работу с детьми адаптационного характера к условиям ДОУ;

  • подготовить ребят к школе, проследить за динамикой развития личности, соответствующей возрасту;

  • оказать психологическую помощь родителям и педагогам посредством консультаций и коррекционных бесед;

  • проследить за уровнем психолого-педагогической культуры (и участвовать в его повышении) и профессиональных компетенций взрослых, которые участвуют в воспитательном процессе.


Какие методы использует в работе детский психолог?

Современное общество предъявляет высокие требования к качеству диагностических обследований и коррекционных мер по развитию личности ребенка. Обследование детей в ДОУ психолог осуществляет от двух раз за учебный год на всех возрастных этапах. По запросу родителей или воспитателей может быть организована дополнительная диагностика. Такие исследования помогают специалисту отследить индивидуальную динамику развития у каждого малыша.                                                                        

В диагностике применяются специальные игры и упражнения, в результате которых специалист получает полноценную картину стабильности психологического состояния ребенка, его индивидуальных наклонностей, черт характера, природных дарований. Выявляются и проблемные моменты – нервные/вредные привычки, задержка в развитии и/или речи, поведенческие отклонения, умственная отсталость, нарушения опорно-двигательной системы.

Сегодня психологических методов, на которые опирается в работе педагог-психолог, достаточно много. Все они проходят в игровой форме с учетом возраста воспитанников (от 3 до 7 лет).

Это:

подвижные игры;

занятия, развивающие моторику;

игротерапия;

арт-терапия;

сказкотерапия.

Детки, которые забывчивы, неловки, необщительны, имеют проблемы с речью, зеркально пишут буквы на занятиях по письму – дополнительно направляются на консультацию к нейропсихологу, если у психолога ДОУ отсутствует данная компетенция.


Что психолог ДОУ не имеет права применять в работе с детьми?

Детская психология – это не раздел медицины, поэтому психолог ДОУ:

  • не имеет права диагностировать болезни;

  • не назначает медикаменты;

  • не проводит специфическое лечение;

  • не составляет какую-либо программу, призывающую родителей к обязательным действиями в воспитании своих детей.

Также законодательством строго запрещены любые манипуляции, которые способны нанести вред физическому или психическому здоровью воспитанников!

Повторяем, работа психолога носит рекомендательно-консультационный, исследовательский и помогающий характер, поэтому главными моментами его профессиональной деятельности будут:

  • советы, помогающие в акклиматизации дошколят к условиям детского сада;

  • помощь в развитии и взаимодействии детей с окружающим миром;

  • анализ и коррекция ситуативных и поведенческих моментов, которые могут нанести вред здоровью ребят;

  • поддержка детишек, их родителей и персонала ДОУ во взаимодействии и взаимопонимании между собой.


Совершенствование знаний психолога ДОУ:

В нашей стране педагог-психолог – это необходимая штатная единица в детских образовательных учреждениях. Специалист ДОУ обязан повышать свою квалификацию, регулярно проходить курсы обучения, участвовать в семинарах и осваивать новые методы в воспитании детей и их развитии.

Детский психолог должен уверенно ориентироваться в основах законодательства, в общей и дифференциальной психологии, в педагогике, в психологии личности, в нейропсихологии, уметь спланировать и организовать развивающую деятельность детского сада, выстроить благополучный психологический климат в коллективе педагогов.


Родителям

Педагогам

Адаптация

 


Детский сад – это первые шаги ребенка к самостоятельной жизни, и именно детский психолог имеет уникальную возможность помочь детям и их родителям освоить этот путь с легкостью, комфортом и безопасностью. И лучшей наградой персоналу ДОУ будут слова малышей: «Хочу в детский сад!».